1. Функции жестов в жизни человека
Разные ученые придерживаются разных точек зрения о том, какие функции выполняют жесты. Одна из функций – коммуникативность, т.е. сознательное действие, направленное на получателя, и состоит она в передаче информации.
Помимо этого, жесты могут указывать на принадлежность человека к определенной народности, той или иной профессиональной среде, социальному слою, т.е. жестовый язык, как и естественный, выступает как показатель социального статуса личности
В большинстве же случаев жесты не только служат показателями принадлежности человека к тому или иному социальному классу и культуре, но и предоставляют собой самые настоящие жестовые фразы, которые подставляют, предвосхищают, сопровождают или расширяют вербальное содержание. И если получатель внимателен к жестикуляции собеседника, он может лучше понять то, что ему хочет сказать собеседник.
В ходе исследований удалось выяснить, что во время вербального взаимодействия человек использует жесты, чтобы сделать свою коммуникацию более эффективной. Если использование жестов в определенной ситуации невозможно или недопустимо, человек изменяет стиль и структуру своей речи.
Креативная работа побуждает к интенсивной и экспрессивной жестикуляции, в то время как при воспроизведении текста, заученного наизусть, такая жестикуляция отсутствует. Следовательно, жесты связаны с мыслительной деятельностью.
Таким образом, невербальный язык позволяет:
Для того чтобы человек мог достигнуть определенных результатов во взаимодействии с другими людьми, ему нужно овладеть хотя бы азами невербального общения.
2. Функции жестов в подростковом общении
Можно выделить три главных функции употребления жестов среди подростков:
Во-первых, через использование сленга, а также своей собственной системы жестов происходит идентификация подростков, т.е. процесс отожествления себя с определенной группой людей. В этом случае использование «вербального и невербального сленга» в какой-то степени способствует формированию самостоятельности и особенности подростковой среды.
Жесты и мимика придают речи подростка большую выразительность (экспрессивность). В ходе наблюдений выяснилось, что при общении со сверстниками тинейджеры употребляют значительно меньше слов, чем используют в общении взрослые. Благодаря этим наблюдениями можно сделать вывод, что роль невербальной коммуникации состоит также в том, чтобы как можно короче и более емко выразить определенную мысль, что является немаловажым в подростковом общении.
Каждый человек, неважно, взрослый или подросток, очень много информации передает и получает посредством языкового общения. Мы ежедневно произносим несколько сотен тысяч слов, выражая те или иные возникающие эмоции. Но специалисты считают, что самую главную информацию мы все же передаем в процессе невербального общения, что чаще проявляется именно в подростковой среде. Иногда один-единственный жест может быть красноречивее сотен слов, им можно приободрить или смертельно оскорбить. Можно сделать вывод, что роль невербального общения велика как для всех людей, так и для молодежи в большей мере.
Поэтому людям следует больше уделять внимание информации, полученной из мимики и жестов своего собеседника, и принимать решения (действия), учитывая эту информацию. Это поможет им комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.