Отрочество для многих подростков становится серьёзным испытанием. В 12-17 лет это связано с мощными физиологическими перестройками организма подростков. На фоне физиологических, физических изменений происходят изменения в психике. Вчера ещё открытые, доброжелательные дети становятся вдруг неуправляемыми, даже порой грубыми подростками.
Мы знаем, что каждому человеку для ощущения счастья, защищенности нужно занимать свое место в референтной для него группе. Но особо это относится к подросткам. А общение со сверстниками имеет для подростка огромное значение. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя остальные стороны его жизни, поведения и деятельности. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Занимать определенное положение среди сверстников, общаться с ними - цель психического развития подростков.
Именно при общении с ровесниками происходит освоение коммуникативных навыков, способов взаимодействия с окружающим миром, невозможных в семье. Если подросток лишен контакта со сверстниками, ему в дальнейшем очень трудно приспособиться к окружающему миру. Одновременно развивая свою речь, подросток совершенствует и свое невербальное поведение.
Необходимо принять следующее положение, как основополагающее: на невербальное (жестовое) поведение человека влияет окружающая среда, т.е. для людей, объединенных одним возрастом, кругом общения, увлечениями и интересами, характерны типичные, достаточно устойчивые формы невербального поведения. Следует отметить, что в этом проекте мы подробно рассмотрим формы невербального подросткового поведения, которые не просто дополняют речь, а в некоторых случаях специально используются подростками вместо слов: одни знаки используются, чтобы скрыть посылаемое сообщение от посторонних и являются своеобразным паролем, другие знаки могут употребляться для экономии речевых ресурсов. «Помимо группы стандартных этикетных жестов, используемых в официальной обстановке, например, как средство общения между учителем и учениками, существует группа жестов, используемая подростками во время общения со сверстниками, чаще всего в непринужденной обстановке»
Проведенный нами опрос проиллюстрировал, что подростки используют невербальную коммуникацию больше, чем взрослые, а также что их жестовый язык значительно отличается от жестового языка, которым пользуются взрослые. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.