Обращаясь к поставленным нами ранее задачам и выдвинутой гипотезе о том, что использование невербальных жестов помогает при межличностном общении в подростковых группах, можно сделать вывод, что все задачи выполнены, а гипотеза оправдалась.
Жест всегда соединен со словом и выступает в тесном взаимодействии с ним. Умение распознавать сигналы языка тела помогают людям в общении, реагируя изменением стиля, тона коммуникации.
Тинейджеры придают огромное значение невербальной коммуникации в своей повседневной жизни. Их "невербальный подростковый сленг" достаточно сильно отличается от невербального языка взрослых, что и подтвердил наш опрос.
Жестовый язык молодежи - явление развивающееся, он подвержен влиянию многих факторов, не только положительных, но иногда и отрицательных. Многие жесты имеют свою собственную историю, в которой мы также постарались разобраться.
Было установлено, что молодежные жесты - это очень информативная часть общения. При умении распознавать её сами подростки имеют большие шансы занять более удачную позицию в референтной группе, четко понимать нюансы, отслеживать социальные связи в своей группе и других подростковых группах.
«Невербальный сленг подростка» в определенной степени является сигналом «я свой», если подросток употребляет его в общении. Но по данным, полученным во время исследования, не все подростки хорошо владеют чтением жестового языка, что сказывается на их общении со сверстниками.
На основании работы можно сделать вывод, что необходимо хорошо владеть этим языком, чтобы строить эффективное и выразительное общение в подростковой среде.
«Говорим мы голосом,
А беседуем всем телом»
Публиций.