Жесты, если определить проще, движения рук и тела являются лишь составляющей частью невербальных средств общения и способны передать много различных сведений о человеке. Кроме того, жесты бывают простые, состоящие из одного движения; составные - несколько однородных движений; сложные - несколько неоднородных движений. Жесты классифицируются и с точки зрения того, какая часть тела участвует в их исполнении. И, конечно, у жестов есть стилистическая характеристика. Каждый из нас ощущает, что вот этот жест торжественный, а тот развязный, этот жест дружеский, а тот официальный.
Первым проявил интерес к коду жестов Ч. Дарвин. Он определил жест как движение, имеющее сигнальное значение.
Условно жесты подразделяются на три класса: конвенциональные (условные), иллюстративные, собственно психологические.
Конвенциональные жесты – это движение рук и тела, за которыми в определенной культуре закреплено определенное значение. Знание особенностей конвенциональной жестикуляции является одной из предпосылок успешного межкультурного общения.
Иллюстративные жесты – это жесты сообщения, которые подчеркивают, поясняют нашу речь. Например, рассказывая о пойманной рыбе, рыбак говорит: «во-о-от такая рыба», руками показывая её размер – это пример иллюстративного жеста, не несущего специальной информационной нагрузки.
Собственно психологические жесты разделяются на два следующих вида жестов:
В этой главе мы предлагаем рассмотреть группу коммуникативных жестов, которые составляют основу молодежного языка. Для этого будем обращаться к работе «К вопросу о невербальной коммуникации в молодежной среде».
Самым распространенным знаком невербального общения среди молодежи является жест своеобразного приветствия. Яркой формой такого знака является объятие или поцелуй. Распространение данного вида связано с появлением на телевидении фильмов и сериалов о подростках, проживающих за пределами нашей страны. Молодежь начинает подражать своим сверстникам и копировать их манеры, слова, одежду, невербальные навыки, а также точку зрения на тот или иной предмет.
Мужчины, в отличие от женщин, для приветствия используют традиционное рукопожатие. В Древней Греции этот жест являлся всего лишь мерой предосторожности, чтобы убедиться, что человек напротив не прячет оружия. Само сжатие показывало, что на руке ничего нет. А потряхивание служило для того, чтобы оружие, спрятанное в рукаве, выпало.
Считается, что если во время общения человек слукавил и выразился образно, он поднимает две руки до уровня головы и жестикулирует указательными и средними пальцами, так называемые кавычки. Такой вид знаковой системы чаще всего употребляется школьниками и представляет собой жест обмана.
Многие верят, что скрещенные пальцы приносят удачу. В древние времена люди верили, что этот жест использовался для отпугивания злых духов, являясь символом единства веры и силы. Если подростки желают чего-то очень сильно, или хотят выиграть в лотерею, либо в чем-то другом, то так они пытаются "не отпугнуть удачу" и "не сглазить положительный исход мероприятия".
Этот жест широко известен благодаря американскому президенту Ричарду Никсону и британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю, которые часто использовали его как символ победы «victory». Насколько известно, впервые этот знак был использован британскими стрелками после победы в битве при Азенкуре в 1415 году. Французские лучники грозили отрезать британским первые два пальца, которыми лучники держат стрелы при стрельбе. После победы британцев лучники вскинули два пальца вверх, чтобы показать, что они так и не тронуты. С 1960 года и по сей день этот жест является символом мира и доброжелательности.
В странах бывшего СССР этот жест обозначает, что все очень хорошо аналогично американскому «о’кей». Но у арабов, турок и греков поднятый вверх большой палец руки считается оскорблением. Жест берет начало с гладиаторских боев в Древнем Риме, где победитель ожидал знака со стороны присутствующего на трибуне императора или высокопоставленного вельможи, который определял, что делать с поверженным соперником. Если тот своей храбростью в бою успел вызвать к себе симпатию, то показывался поднятый вверх большой палец, означавший помилование. Иначе большой палец опускался вниз, что было равнозначно смертельному приговору для проигравшего.
Употребление этого жеста среди подростков означает пожелание удачи, признание того, что все идет как нужно, согласие с предложенной программой действий и т.д.
Это всемирно известное средство решения любых споров среди подростков. Игра была изобретена в Китае одним военачальником. Сейчас по игре проводятся чемпионаты мира со значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Эта игра очень популярна среди подростков, молодежь часто прибегает к этому способу, когда есть расхождение во мнениях, но нужно принять единое решение.
Происхождение «о’кей» или «хорошо» теряется во времени. Но есть множество теорий. Самое распространенное предположение, что «о’кей» произошло от президента США Мартина Ван Бюрена, который взял себе псевдоним «Old Kinderhook».
По другой версии «О’кей» появилось для обозначения аббревиатуры выражения «oll korrect», которое появилось в качестве шутки на неправильное написание английского выражения «all correct», что обозначает «все правильно» в бостонской газете в 1839 году. Так или иначе, это один из самых узнаваемых жестов. Сокращение «ОК» встречается повсюду – от компьютерных программ до ежедневного общения.
Этот жест также известен, как «рожки», «рога», «распальцовка», «подкова». Сейчас этот жест ассоциируется с такими музыкальными направлениями как рок или металл. Но удивительно, что в древности он использовался суеверными людьми для защиты от сглаза и ведьм как аналог плевка через плечо. Еще «распальцовка» использовалась новыми русскими как знак собственного превосходства.
Пальцы вытянуты, как при молитве, ладони соединены в локтях, кисти прижаты к груди. Вербальное сопровождение: “please”. Жест означает просьбу о помощи, например, во время контрольной работы. Видимо, это исконно русский жест, он зафиксирован в словаре, однако в молодежной среде его артикуляция немного видоизменяется, добавляется покачивание сложенных вместе ладоней.
Существует и жест прощания. Это тоже своеобразная знаковая система, когда плотно прижимают средние и указательные пальцы друг к другу, затем подносят к виску и от виска направляют вправо, разъединяя пальцы так, чтобы образовалась заглавная буква «V». Подобный знаковый жест используют при прощании, подразумевая при этом, что все будет хорошо.
Помимо знаковых жестов, существуют и эмоциональные невербальные системы знаков. Например, жест, показывающий скуку, выражается в символическом похлопывании ладонью по открытому рту, делая вид будто зеваешь. Он используется молодежью также, когда собеседник не представляет никакого интереса и с ним скучно. Движения восторга и радости – представляет собой активное движение руками, согнутыми в локтевом суставе, а кисти сжаты в кулачки.
Большинство молодежных жестов могут одновременно обозначать и символы, и эмоции, и изображения в целом. Примером может служить жест молчания, где указательный палец, поднятый вертикально вверх подносится к губам и обозначает «я молчу», «я ничего не знаю», жест звонка – представляет собой поднесенный к уху телефон и заменяют слово «позвони».
Таким образом, жестовый язык, подростков и молодежи – явление развивающееся, он подвержен влиянию многих факторов, не только положительных, но иногда и отрицательных.